Community interest company

Желание написать эту статью возникло по двум причинам. Во-первых, данный тип компаний скупо освещён в нашей стране, хотя регистрируются они с 2005 года. Во-вторых, те малочисленные источники по ним, которые всё же можно отыскать в русскоязычном Интернете, часто дают неполное, а порой и вовсе неверное представление о community interest companies (сокр. CIC). И хотя вряд ли кого-то из наших инвесторов заинтересует участие в такого рода компаниях, иметь некоторое представление о них всё же полезно.
Для начала определимся с переводом. Среди имеющихся вариантов есть такие, как «коммунальная компания» и «общественная предпринимательская компания». Однако, на мой взгляд, они не очень удачно подходят для перевода. Что касается первого варианта, то он сразу наводит на мысль о предприятиях, оказывающих строго коммунальные услуги. Второй же не указывает однозначно на то, что компания должна вести деятельность именно в интересах общества (сообщества). Поэтому наиболее точным можно признать вариант «компания общественных интересов» (значение “community” здесь лучше всего передаётся словом «сообщество»).
Итак, в чём же отличительные черты подобного рода организаций. Описание компаний общественных интересов можно найти в Законе о компаниях (аудит, расследования и общественные предприятия) (Companies (Audit, Investigations and Community Enterprise) Act 2004), Положениях о компаниях общественных интересов (Community Interest Company Regulations 2005) и руководстве, размещённом на сайте регулятора этих компаний, где CIC описаны наиболее полно. Основным условием образования компании общественных интересов является ведение деятельности в интересах определённого сообщества, а не для обогащения участников такой компании (хотя они и могут получать некоторые дивиденды). Понятие “community” включает в себя людей, живущих в одном месте, испытывающих одинаковые потребности или имеющих схожие интересы и увлечения. Вообще же, все члены конкретного сообщества должны иметь характерную черту, отличающую их от других людей, в это сообщество не входящих. Однако при этом строго оговаривается, что таким сообществом не могут быть, например, участники, директора или сотрудники какой-либо компании (как самой компании общественных интересов, так и любой другой). Также учредители компании вряд ли получат статус community interest company, если скажут, что поддерживаемое ими сообщество – это их друзья, семьи или, например, потребители пива XYZ. Типичными сообществами могут быть, например:
• жители Абердина,
• люди, испытывающие трудности при обучении,
• пожилые люди,
• безработная молодёжь,
• люди, страдающие определённым заболеванием,
• мелкие сельхозпроизводители из Африки,
• люди, изучающие…
К обычным целям учреждения CIC относятся: защита территории от загрязнения, создание и содержание музея, развитие спорта, сохранение определённого языка/культуры, образование, предоставление консультаций и прочее.
При этом считается, что компании общественных интересов являются некоммерческими (not-for-profit). Однако регулятор таких компаний в своём вступительном слове к вышеуказанному руководству замечает: ” This can be misleading and should only be used in the context of the company not having as its primary purpose the generation of profits for private investors”. То есть получение прибыли для инвесторов компании не должно быть основной целью её деятельности. По сути, это те же самые благотворительные организации, участники которых по тем или иным причинам не желают регистрироваться в этом качестве.
Решение о регистрации компании в качестве компании общественных интересов принимает специально предусмотренный для этого регулятор. Основным условием такой регистрации является соблюдение критерия общественного интереса (community interest test), согласно которому “A company satisfies the community interest test if a reasonable person might consider that its activities are being carried on for the benefit of the community”. То есть если средний (благоразумный) человек решит, что деятельность компании ведётся на благо какого-то сообщества. При этом регистрация в качестве CIC доступна как компаниям с ответственностью, ограниченной гарантиями, так и акциями (в последнем случае компания может быть частной или открытого типа). Основными отличиями компании общественных интересов от благотворительной организации являются, с одной стороны, возможность (хотя и ограниченная) распределения дивидендов среди участников CIC, а с другой – отсутствие налоговых льгот, доступных благотворительным организациям. С компаниями общественных интересов также связано понятие «блокирования активов» (asset lock), согласно которому передача активов компании может происходить только за встречное возмещение, направляемое на нужды сообщества, или иным образом в интересах сообщества. Для контроля над имуществом компании регулятор компаний общественного интереса назначает специальное должностное лицо – Official Property Holder. Оно выступает в качестве доверительного собственника имущества компании, сделки с каковым происходят с его ведома и одобрения.
Таким образом, видно, что компания общественных интересов занимает промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями, позволяя её владельцам, с одной стороны, вести деятельность на благо общества, а с другой – извлекать из этой деятельности некоторую прибыль.