«Маленький невежда» или как нам не потерять лицо в Китае

В Китае в последнее время возрос интерес к «почтенному старшему брату», как называют там нашу страну ещё со времён Советского Союза. Интерес этот подкрепляется всевозможными мероприятиями, самым ярким из которых был прошедший год русского языка в Китае. Однако, несмотря на явную заинтересованность с китайской стороны, все эти усилия могут оказаться напрасными: на деле «старший брат» допускает такие «ляпы», которые сводят всю работу по выстраиванию имиджевой политики на ноль.
Ярким примером может послужить участие нашей страны в проходящей в Шанхае всемирной выставке ЭКСПО-2010. Символом нашей экспозиции отчего-то был выбран Незнайка. Именно он смотрел с мультимедийных экранов на посетившего наш павильон в дни открытия Председателя КНР Ху Цзиньтао и рассказывал ему об экспонатах. Однако полюбившийся нам персонаж сказок Николая Носова почему-то не произвёл впечатления на китайского лидера. Всё дело в том, что ещё в 1990-ых в Китае были популярны комиксы с нашим Незнайкой, отвечавшим на вопросы из области науки. Имя персонажа перевели как «сяо учжи», то есть «маленький невежда», – таким его и запомнили китайцы. Очевидно, организаторы экспозиции не были в курсе таких деталей межкультурной коммуникации двух стран и не ожидали такой реакции. В сложившихся условиях Незнайке пришлось поменять имя: изначально в Китайском варианте он был назван «Вэнь-Вэнь» («Вэнь» в переводе с китайского – Культура), но был переименован в «Сюэ-Сюэ», то есть «учиться-учиться» или «ищущий знаний».
Но ситуацию это уже не спасло, тем более и с тематикой выставки организаторы опять не угадали: китайцы ожидали увидеть великие достижения науки и техники «старшего брата», планы модернизации России, а вместо этого получили «гибрид нуждающегося в средствах технического музея с парком аттракционов среднего уездного города», по словам одного из китайских журналистов.
Имиджевая политика России вообще полна сюрпризов: на прошлой выставке ЭКСПО-2005 в Японии посетителей убеждали в том, что Россия – родина слонов. Во всяком случае именно такое мнение складывалось у среднестатистического посетителя, осматривавшего наш павильон. Точнее сказать, мамонтов, ведь нашим главным экспонатом стал … замороженный трупик мамонтёнка.
Всё это можно было бы списать на досадную случайность, если бы оно не так хорошо вписывалось в общую картинку: достаточно вспомнить продажу икры и меховых шапок на Трафальгарской площади, командное троеборье «икра-водка-балалайка» в Русском доме на зимней Олимпиаде в Ванкувере… Какой-то неэффективный у нас выходит пиар. Если так пойдёт и дальше – мы скоро вернёмся к бытовавшему стереотипу «Россия – страна водки и медведей», потратив миллионы бюджетных рублей на внешне государственный пиар.